Министерство науки и
высшего образования
Российской Федерации
Портал
информационного взаимодействияс организациями и учреждениями, участниками бюджетного процесса Минобрнауки России

Все часто задаваемые вопросы

19.08.2016762
По каким показателям проводится мониторинг стоимости платных образовательных услуг, установленной для приема на первый курс?

Предметом мониторинга является проверка правильности применения норм Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания, утверждённого приказом Минобрнауки России от 20 декабря 2010 г. №1898 с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 11 августа 2015 г. № 818.

19.08.2016711
Какими нормативно-правовыми актами регламентируется мониторинг стоимости платных образовательных услуг?

Мониторинг проводится в соответствии с пунктами 3, 4, 6 статья 97 от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования обязаны осуществлять мониторинг системы образования по перечню обязательной информации, который установлен Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662, вместе с Правилами осуществления мониторинга системы образования. В соответствии с пунктом 4 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (далее — Министерство) от 20 декабря 2010 года № 1898 «Об утверждении Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания» и частью 6 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации № 174-ФЗ от 3 ноября 2006 года «Об автономных учреждениях» Мониторинг проводился  в соответствии с приказом Минобрнауки России от 14 октября 2015 г. № 1147 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».

19.08.2016269
По каким показателям проводится мониторинг информации обязательной для размещения на официальном сайте организации в сети Интернет?

Мониторинге размещения на сайтах организаций высшего образования обязательной информации проводится в целях проверки  наличия информации, обязательной для размещения на официальном сайте организации в сети Интернет. В ходе мониторинга производится проверка наличия на сайтах организаций высшего образования следующей информации:

  • документа об утверждении стоимости платных образовательных услуг приема на первый курс 2016/2017 учебного года;
  • устава организации;
  • лицензии на осуществление образовательной деятельности;
  • свидетельства о государственной аккредитации;
  • правил приема, утвержденные локальным актом образовательной организации;
  • правил оказания платных образовательных услуг;
  • образца договора об оказании платных образовательных услуг.
19.08.2016201
Какими нормативно-правовыми актами регламентируется мониторинг информации обязательной для размещения на официальном сайте организации в сети Интернет?

В соответствии с пунктами 3, 4, 6 статья 97 от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования обязаны осуществлять мониторинг системы образования по перечню обязательной информации, который установлен Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662, вместе с Правилами осуществления мониторинга системы образования. Мониторинг проводился  в соответствии с приказом Минобрнауки России от 14 октября 2015 г. № 1147,  постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации», статьей 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

19.08.2016271
По каким показателям проводится мониторинг договоров об оказании платных образовательных услуг?

Мониторинг типовых форм договоров организаций высшего образования проводится с целью выявления в образцах договоров нарушений в части установления стоимости платных образовательных услуг в иностранной валюте, а также наличия причин, предусматривающих увеличение стоимости платных услуг, кроме указанных в статье 54 Федерального закона № 273-ФЗ и иных причин ухудшающие условия договоров для потребителей.

19.08.2016232
Какими нормативно-правовыми актами регламентируется мониторинг договоров?

В соответствии с пунктами 3, 4, 6 статья 97 от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования обязаны осуществлять мониторинг системы образования по перечню обязательной информации, который установлен Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662, вместе с Правилами осуществления мониторинга системы образования.  Мониторинг проводился  в соответствии с приказом Минобрнауки России от 14 октября 2015 г. № 1147,  постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации», статьей 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

19.08.2016646
В случае корректировки стоимости с учетом уровня инфляции какую часть стоимости от указанной в договоре об оказании платных образовательных услуг вправе корректировать образовательная организация?

Возможный порядок изменения стоимости платных услуг разъяснен Письмом Заместителя министра А.В. Повалко от 30 марта 2016 г. №АП-465/18. Учреждения один раз в год вправе корректировать полную стоимость платной услуги (за вычетом ранее произведенной оплаты за предыдущие периоды обучения), по уже заключенным договорам с учетом уровня инфляции, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

19.08.2016613
Какими нормативно-правовыми актами регламентируется корректировка стоимости платных образовательных услуг?

Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости платных образовательных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с частью 3 статьи 54 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

19.08.2016865
Каким документом должно подтверждаться внесение изменений в условия договора об оказании ПОУ?

Документом, подтверждающим внесение изменений в условия договора, является дополнительное соглашение. Дополнительное соглашение – это документ, подтверждающий изменения первоначальных условий договора. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором. Таким образом, указанное дополнительное соглашение может быть подписано гражданином добровольно. Если гражданин отказывается от подписания такого соглашения , то учреждение вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить дополнительное соглашение или расторгнуть соглашение с гражданином. Применение новых положений оказания услуг (выполнения работ) по договору без внесения изменений, будет противоречить двустороннему характеру отношений между образовательной организацией и обучающимся (его родителями).

19.08.2016154
Возможно ли заключение договора об оказании платных образовательных услуг в иностранной валюте?

В соответствии со статьей 140 ГК РФ рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Приказом Минобрнауки России от 21 ноября 2013 г. № 1267 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования» утверждена примерная форма договора об образовании на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в которой полная стоимость платных образовательных услуг также указывается в рублях. Вместе с тем, решение об оплате обучения в иностранной валюте распространяется исключительно на нерезидентов, осуществляющих оплату стоимости обучения с территории иностранного государства на валютный счет учреждения. Обусловлено это отсутствием возможности оплатить нерезиденту стоимость обучения в рублях с территории иностранного государства. Согласно статьи 140 ГК РФ случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются законодательством о валютном регулировании и валютном контроле. Статья 9 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» содержит закрытый перечень случаев, в которых расчеты между валютными резидентами могут осуществляться в иностранной валюте, в который расчеты между валютным резидентом – физическим лицом и государственным учреждением не входят.