Министерство науки и
высшего образования
Российской Федерации
Портал
информационного взаимодействияс организациями и учреждениями, участниками бюджетного процесса Минобрнауки России

01.1 Нормативные затраты

01.09.2016250
Кем должны быть утверждены значения нормативных затрат на выполнение работ?

В соответствии с п. 32 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. № 640, значения нормативных затрат на выполнение работы утверждаются органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений, а также главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находятся федеральные казенные учреждения (в случае принятия им решения о применении нормативных затрат при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания).
Значения нормативных затрат на выполнение работ федеральными бюджетными и автономными учреждениями, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Правительство Российской Федерации, утверждаются указанными учреждениями по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Нормативные затраты на выполнение работы федеральными бюджетными и автономными учреждениями, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Правительство Российской Федерации, определяются при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания в порядке, установленном указанными учреждениями по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

01.09.2016225
Что необходимо учитывать при определении значений нормативных затрат на выполнение государственных работ?

Нормативные затраты на выполнение работы рассчитываются на работу в целом или в случае установления в государственном задании показателей объема выполнения работы — на единицу объема работы.
При определении нормативных затрат на выполнение работы применяются показатели материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для выполнения работы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также межгосударственными, национальными (государственными) стандартами Российской Федерации, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками и регламентами выполнения работ в установленной сфере (п. 31 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением  Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. № 640).
До принятия нормативных правовых актов, устанавливающих натуральные нормы материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для выполнения государственной работы, нормы затрат, выраженные в натуральных показателях, определяются с указанием наименования нормы, ее значения и источника указанного значения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, при определении общих требований.
Нормативные правовые акты, устанавливающие натуральные нормы, должны быть приняты не позднее 2018 года.

01.09.2016302
Какие виды расходов учреждения могут быть включены в нормативные затраты на выполнение работ?

В соответствии с п. 29 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. № 640, в нормативные затраты на выполнение работы включаются в том числе:
а) затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с выполнением работы, включая административно-управленческий персонал, в случаях, установленных стандартами услуги;
б) затраты на приобретение материальных запасов и особо ценного движимого имущества, потребляемых (используемых) в процессе выполнения работы с учетом срока полезного использования (в том числе затраты на арендные платежи);
в) затраты на иные расходы, непосредственно связанные с выполнением работы;
г) затраты на оплату коммунальных услуг;
д) затраты на содержание объектов недвижимого имущества, необходимого для выполнения государственного задания (в том числе затраты на арендные платежи);
е) затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества и имущества, необходимого для выполнения государственного задания;
ж) суммы резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд, формируемого в установленном порядке в размере начисленной годовой суммы амортизации по указанному имуществу;
з) затраты на приобретение услуг связи;
и) затраты на приобретение транспортных услуг;
к) затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда, включая административно-управленческий персонал, в случаях, установленных стандартами услуги;
л) затраты на прочие общехозяйственные нужды.

01.09.2016267
В какие сроки и кем определяется порядок применения корректирующих коэффициентов в сфере высшего образования?

Согласно п. 4 Методики определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки) (утверждена приказом Минобрнауки России от 30.10.2015 № 1272) Министерство образования и науки Российской Федерации не позднее 1 июля текущего финансового года утверждает значения корректирующих коэффициентов и определяет порядок их применения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

01.09.20161161
В каких случаях применяется и как определяется коэффициент платной деятельности?

В соответствии с Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. № 640, коэффициент платной деятельности используется в случае, если федеральное бюджетное или автономное учреждение оказывает государственные услуги (выполняет работы) для физических и юридических лиц за плату сверх установленного государственного задания.
Коэффициент платной деятельности применяется:
к затратам на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения;
затратам на содержание не используемого для выполнения государственного задания имущества федерального бюджетного или автономного учреждения, которые, в свою очередь, включают в себя:
а) затраты на потребление электрической энергии в размере 10 процентов общего объема затрат федерального бюджетного или автономного учреждения в части указанного вида затрат в составе затрат на коммунальные услуги;
б) затраты на потребление тепловой энергии в размере 50 процентов общего объема затрат федерального бюджетного или автономного учреждения в части указанного вида затрат в составе затрат на коммунальные услуги.
Коэффициент платной деятельности определяется как отношение:
планируемого объема финансового обеспечения выполнения государственного задания, исходя из объемов субсидии, полученной из федерального бюджета в отчетном финансовом году на указанные цели, к общей сумме поступлений, включающей в себя:
планируемые поступления от субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в отчетном финансовом году;
доходы от платной деятельности, полученные в отчетном финансовом году.

01.09.2016206
Какова специфика отраслевых корректирующих коэффициентов в сфере высшего образования?

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 30.10.2015 № 1272 отраслевые корректирующие коэффициенты в сфере высшего образования подразделяются на:
корректирующий коэффициент, отражающий право ведущего вуза самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования;
корректирующий коэффициент, отражающий использование ведущим вузом права самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования;
корректирующий коэффициент, отражающий законодательно закрепленные особенности реализации государственных программ в образовательных организациях, являющихся уникальными научно-образовательными комплексами;
корректирующие коэффициенты, отражающие достижение целевых показателей эффективности деятельности ведущего вуза;
корректирующий коэффициент, отражающий особенности реализации государственной услуги в отношении студентов, являющихся инвалидами и детьми-инвалидами;
корректирующий коэффициент, отражающий специфику организации образовательного процесса в специализированных учреждениях по работе со студентами, являющимися инвалидами и детьми-инвалидами;
корректирующие коэффициенты, отражающие формы обучения (очно-заочная, заочная), формы реализации образовательных программ (сетевая), используемые технологии обучения (дистанционные образовательные технологии, электронное обучение);
корректирующие коэффициенты, отражающие специфику реализации образовательных программ.

01.09.2016254
В чем состоит специфика территориальных корректирующих коэффициентов в сфере высшего образования?

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 30.10.2015 № 1272 территориальные корректирующие коэффициенты состоят из корректирующих коэффициентов, учитывающих целевой уровень заработной платы педагогических работников образовательных организаций в регионе (с учетом положений абзаца шестого подпункта «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики») и корректирующих коэффициентов, учитывающих государственное регулирование цен (тарифов) на коммунальные услуги и затраты на содержание недвижимого имущества.

01.09.2016248
Каким образом учитывать недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество при расчете БНЗ в сфере высшего образования?

Распоряжением Минобрнауки России от 18 мая 2016 г. № р-204 утверждена Методика определения нормативов обеспеченности объектами недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества при расчете базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуры, ассистентуры-стажировки.

01.09.2016670
Как формируется базовый норматив затрат?
В соответствии с Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением  Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. № 640 базовый норматив затрат рассчитывается исходя из затрат, необходимых для оказания государственной услуги, с соблюдением:
  • показателей качества оказания государственной услуги;
  • показателей, отражающих отраслевую специфику государственной услуги (содержание, условия (формы) оказания государственной услуги.
При определении базового норматива затрат применяются нормы материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания государственной услуги, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также межгосударственными, национальными (государственными) стандартами Российской Федерации, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками и регламентами оказания государственных услуг в установленной сфере.
До принятия нормативных правовых актов, устанавливающих натуральные  нормы материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания государственной услуги, нормы затрат, выраженные в натуральных показателях, определяются с указанием наименования нормы, ее значения и источника указанного значения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, при определении общих требований.
Нормативное правовые акты, устанавливающие натуральные нормы, должны быть приняты не позднее 2018 года.
01.09.2016519
Каков порядок утверждения базового норматива затрат?

Значение базового норматива затрат на оказание государственной услуги утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности (уточняется при необходимости при формировании обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период), общей суммой, с выделением:
а) суммы затрат на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, включая административно-управленческий персонал, в случаях, установленных стандартами услуги;
б) суммы затрат на коммунальные услуги и содержание недвижимого имущества, необходимого для выполнения государственного задания на оказание государственной услуги.
В случае, если общие требования не были согласованы федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, с Министерством финансов Российской Федерации, значение базового норматива затрат на оказание государственной услуги утверждается по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Базовый норматив затрат на оказание государственных услуг по реализации основных образовательных программ высшего образования и среднего профессионального образования формируется в отношении стоимостных групп профессий, специальностей, направлений подготовки.