03.01 Бюджетирование и планирование ФХД
Управленческая учетная политика
Управленческая учетная политика организации – это принятая ею совокупность способов ведения учета, калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) и составления внутренней отчетности с целью контроля и управления деятельностью организации.
Управленческая учетная политика представляет собой внутренний регламент организации, определяющий принципы и организационные основы построения и ведения управленческого учета и содержащий совокупность способов его ведения и составления управленческой отчетности.
На выбор и обоснование учетной политики по управленческому учету решающее влияние оказывают те же факторы, что и на учетную политику для целей бухгалтерского финансового учета: организационно-правовая форма организации, отраслевая принадлежность, вид деятельности, масштабы деятельности, управленческая структура организации и структура бухгалтерии финансового и управленческого учета, финансовая стратегия организации, материальная база, степень развития информационной системы в организации, в том числе управленческого учета, уровень квалификации работников, занимающихся управленческим учетом.
С изменением в течение года статуса государственного (муниципального) образовательного учреждения ему следует составить новую учетную политику, так как существенно изменяются условия его хозяйствования. Поскольку в учетной политике отражается специфика деятельности конкретного учреждения образования, утвержденная руководителем учетная политика индивидуальна.
Учреждение формирует учетную политику самостоятельно, руководствуясь при этом законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.
При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.
Если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.
Инструкцией № 157н установлено, что учетной политикой утверждаются [Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н (ред. от 01.03.2016) «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 № 19452)]:
— рабочий план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
— методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
— порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
— правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
— формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством Российской Федерации не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные Инструкцией № 157н;
— порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;
— иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.
Управленческая учетная политика применяется в установленном периоде, вводится с начала планируемого периода и действует весь планируемый период.
Цели, задачи и принципы финансового планирования
Цели финансового планирования:
- концентрация ресурсов ООВО на достижение показателей плана развития ООВО;
- создание необходимого информационного базиса для принятия обоснованных и эффективных управленческих решений;
- повышение эффективности использования имеющихся в распоряжении ООВО ресурсов;
- повышение финансовой устойчивости ООВО;
- обеспечение надежности и достоверности финансовой и управленческой отчетности;
- обеспечение оптимальных взаимосвязей между интересами отдельных ЦФО и интересами ООВО в целом;
- контроль исполнения стратегических показателей развития ООВО;
- контроль за эффективностью использования денежных средств.
Задачи финансового планирования:
- представление стратегических и тактических целей ООВО финансовыми показателями;
- обеспечение прозрачности доходов и расходов, поступлений и выплат для повышения качества управления финансовыми ресурсами;
- контроль обоснованности выделения и использования финансовых ресурсов по видам деятельности;
- определение наиболее эффективных (с учетом сложившейся конъюнктуры и других факторов) видов и направлений деятельности ООВО;
- повышение эффективности деятельности структурных подразделений;
- повышение финансовой дисциплины руководителей и сотрудников ООВО.
- повышение определенности и понимания в принятии управленческих решений о деятельности и развитии ООВО в будущем;
- выработка стратегии развития ООВО;
- выработка механизма контроля за финансово-хозяйственной деятельностью ООВО, в том числе в отношении выполнения государственного (муниципального) задания, состояния и размера кредиторской задолженности.
Принципы финансового планирования:
- принцип достаточности раскрытия плановых показателей ФХД ООВО для принятия управленческих решений;
- принцип непрерывности процесса планирования деятельности и учета исполнения планов в рамках определенного цикла, а так же обеспечения реализации учебного цикла при планировании, бюджетировании и учете исполнения планов ФХД ООВО;
- принцип гибкости. Процесс планирования и существующие планы могут корректироваться и меняться в виду возникновения новых обстоятельств;
- принцип системного единства предполагает, что планирование должно иметь системный характер;
- принцип обособленности и единства планов между всеми отдельными структурными подразделениями ООВО. Любые изменения в планах одних структурных подразделений должны быть отражены в планах других подразделений;
- принцип участия заключается в том, что каждый специалист организации независимо от занимаемой должности и выполняемой им функции становится участником плановой деятельности;
- принцип платежеспособности состоит в том, что в течение всего года планирование денежных средств должно, обеспечивать, соблюдение ООВО платежной дисциплины;
- принцип сопоставимости показателей.Показатели за разный периоды времени должны быть сформированы по одними и теми же принципами;
- принцип своевременности и понятности учетной информации. Информация должна быть представлена вучетном документе тогда, когда она необходима и быть понятна пользователю этого документа;
- принцип периодичности. Внутренний оборот информации и внутренние отчеты необходимо строить с учетом принципа периодичности.